Некогда здесь возвышался деревянный замок, представлявший собой курган продолговатой формы, 8-10 м высотой, окруженный насыпью. Края отвесные, вершина овальной формы, напоминающая седло, площадь поверхности 25х20 м. В летописях это городище именуется Куле (Кулан, Куллен, Кула). Наименование укрепления происходило, по-видимому, от протекающей неподалеку речки Кульпе. При раскопках в 1991 и 1993 гг. археологи обнаружили остатки построек, тропу к реке Кульпе, очаги, медные украшения, оружие, керамику и предметы бытового обихода, что позволяет определить время возникновения этого городища – 14 век нашей эры. До сих пор от укрепления сохранились осыпавшиеся рвы. Когда-то их заполняла вода из огибающей холм речки Кульпе. Городище вместе с другими крепостями в 1348 г. разрушил и сжег Ливонский орден. По разным пересказам утраченной Рифмованной хроники Ливонии Бартоломея Хонеке или Гёнеке (1315-1348 гг.) известно, что 14 февраля 1348 г. Магистр Ливонского ордена Госвин фон Герике отправился в поход на Жемайтию (волости Тракайская, Книтувская, Гайдгальская, Калвгальская в Жемайтии), а потом организовал другой поход на Шауляйскую землю, в котором уничтожил замки Дубиса (ныне городище Бубяй), Куляй (Куле, ныне городище Юргайчяй), Бусинне (наверное Булине на месте нынешнего г. Шауляй) и Шауляй (Ceila, Zela, наверное нынешний городок Шауленай и городище Кудинай). Городище Куле было сожжено рыцарями дотла, а местные жители и защитники деревянного замка подверглись истреблению. После карательного похода крестоносцев холм, усеянный костями литовцев, по преданию, стал местом всенародного поклонения. После тайного захоронения участников восстания 1831 г. здесь начали ставить кресты и погибшим, и пропавшим без вести. Кресты впервые в письменных источниках упоминаются в 1850 г., хотя их появление и связывают с восстанием 1831 г. После подавления народного восстания 1863 г. количество крестов на горе увеличилось. Об этом местные жители рассказывали видному польскому ученому и известному исследователю истории Л. Кшивицкому (в др. источниках - Крживицкий) в 1895-1898 гг. Тогда же им на горе были констатированы 130 крестов (по др. сведениям - 180) и кирпичная часовенка. Он дал подробное описание горы в своей книге "Жемайтийская старина". Крестовая гора давно привлекала внимание ученых. Еще в 1885 г. известный русский археолог Покровский включил Крестовую гору в карту археологических памятников Каунасской губернии. В ноябре 1919 г. литовские войска вели здесь ожесточенные бои с бермонтовцами - немецкими и русскими военными частями, которые были вооружены Германией, содержались ею и пытались отстоять ее позиции в Прибалтике. Погибшие в боях похоронены на кладбище в Мяшкуйчяй. Гора крестов напоминает и об этих могилах также. В 1923 г. появляется новая традиция - храмовой праздник Крестовой горы, во время которого служится Святая Месса, освящаются кресты. В начале 20 века гора стала сакральным местом, ее посещали паломники и здесь же проводились богослужения. Жители считали гору святым местом, поэтому ее называли Святой, Крестовой горой, горой Молитв. В конце 19 века здесь стояло около 200 крестов. В 1940 году – 400. В 1961-м власти снесли пять тысяч крестов, гора оголилась, однако вскоре снова стала «прорастать» крестами, и в 1975-м пришлось выкорчевать более 1000 крестов. Надо отметить, что в разных источниках указывается разное количество крестов в разные годы, поэтому цифры еще требуют проверки. <\/u><\/a> <\/u><\/a> В советские времена гору хотели уничтожить. В 1961 г. ее разрушили впервые, всего было сделано около четырех таких попыток в течение почти двух десятилетий, но каждый раз гора возрождалась, пополняясь новыми крестами, несмотря на охрану горы военными и войсками КГБ. Есть сведения, что колхоз "Мяшкуйчяй" добывал на горе гравий. С наступлением Перестройки, в 1988 г. статус горы изменился, она стала достоянием Литвы. Гора превратилась в храм под открытым небом. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться, попросить о заветном.
|